Ученые ИГИ КБНЦ РАН приняли участие в работе XV Конгресса антропологов и этнологов России, который проходил 26–30 июня 2023 г. в Санкт-Петербурге на базе Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Санкт-Петербургского государственного университета.

    С 26 по 30 июня 2023 года в Санкт-Петербурге состоялось одно из крупнейших научных событий в отечественной этнографии — XV Конгресс антропологов и этнологов России. Организаторами конгресса в 2023 г. выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Поддержку Конгрессу оказали Министерство науки и высшей школы Российской Федерации, Федеральное агентство по делам национальностей и Фонд «История Отечества».
    Ученые ИГИ КБНЦ РАН выступили с докладами и были соруководителями секций Конгресса.
    ВНС сектора этнологии и этнографии ИГИ КБНЦ РАН, д.и.н. С.И. Аккиева выступила в качестве соруководителя секции «Институт взаимопомощи: история и современность». На секции с тематическими докладами выступили 15 исследователей из научных и образовательных учреждений гг. Москва, Санкт-Петербург, Грозный, Казань, Магас, Махачкала, Нальчик, Якутск и др. На этой секции С.И. Аккиева представила свой доклад на тему: «Институт взаимопомощи у народов Северного Кавказа в депортационный период (1943–1957 гг.) и после». Также С.И. Аккиева приняла участие с докладом «Возможности и вызовы переписи населения 2021 г. (по материалам Кабардино-Балкарской Республики)» на круглом столе «Уроки переписи населения. Отечественный и международный опыт» (рук. акад. РАН, д.и.н. В.А. Тишков) и в заключительном пленарном заседании с обсуждением итогов Конгресса.
    На секции «Политическая антропология: новые вызовы», проходившей под руководством д.и.н. В.В. Бочарова и д.и.н. Е.В. Переваловой при участии акад. Н.Н. Крадина, д.и.н. Б.Н. Миронова и др. ведущих специалистов по данному направлению исследований, зав. сектором этнологии ИГИ КБНЦ РАН Д.Н. Прасолов представил доклад «Съезды доверенных в политической культуре кабардинцев и балкарцев». Этот самобытный институт местного самоуправления рассмотрен как одна из форм реализации ситуативного подхода к организации управления культурно-сложным регионом. Осуществляемые съездами доверенных мобилизационные, организационные, коммуникативные, интеграционные функции обеспечивали усвоение идеологии, символики и практики подданнической политической культуры российского государства. В деятельности съездов доверенных сформировалась политическая традиция управления кабардинцами и балкарцами многими аспектами совместной общественной жизни в рамках единого административного пространства Нальчикского округа. Это сыграло значительную роль при последующем политико-правовом оформлении в 1921–1922 гг. Кабардино-Балкарской советской государственности в форме автономной области.
    В ходе работы секции «Кавказ: и конфликт в динамике культурной традиции (XIX–XXI вв.)» (руководители — заведующий отделом этнографии Кавказа Кунсткамеры д.и.н. М.С. Албогачиева и отделом Кавказа ИЭА РАН д.и.н. Ю.Д. Анчабадзе) зам. ген. директора КБНЦ РАН, ВНС сектора средневековой и новой истории ИГИ КБНЦ РАН, д.и.н. А.Х. Абазов представил доклад на тему «Институты соционормативной культуры народов Центрального Кавказа в деятельности учреждений локального судебно-административного контроля (1769–1858): документальное измерение». В докладе были представлены особенности документального обеспечения деятельности судебных и административных учреждений на Центральном Кавказе, «линейных» управлений и администраций локального уровня во второй половине XVIII – первой половине XIX в., и, в целом, определена информативная отдача их документации для исследования динамики институтов соционормативной культуры народов региона в указанный период. Докладчик акцентировал внимание на том, что документирование деятельности локального судебно-административного контроля выстраивалось с опорой на принципы российской делопроизводственной культуры и соответствовало военно-политической и юридической риторике своего времени. А.Х. Абазов сделал вывод о том, что с течением времени в деятельности этих учреждений расширился круг документируемых событий и явлений, повысилась значимость документов с элементами статистического обобщения, усилилось качество аналитики практик применения норм обычного права и шариата в судебных разбирательствах и т.п.
    Зав. сектором этнологии, к.и.н. Д.Н. Прасолов выступил с докладом «Общественные собрания в диалогах государства и общества: этнокультурный опыт кабардинцев в конце XVIII – начале ХХ в.». На примере интеграции традиции общественных собраний кабардинцев в систему военно-народного управления Российской империи на Северном Кавказе были рассмотрены формы их взаимодействия с представителями коронной власти в ситуациях обострения социальных противоречий в Кабарде. На протяжении XIX – начала ХХ в. в рамках такого общественно-государственного взаимодействия происходило урегулирование протестных движений против выборов в Родовые суды и расправы, при освобождении зависимых сословий, предотвращении новых волн переселения в Турцию, умиротворении общественной напряженности в связи с ожиданием распространения воинской повинности и нерешенностью пастбищного вопроса и его наибольшим обострением в 1913 г. В итоге доклада был обоснован вывод, что в рассмотренных практиках сложилась культура конструктивного общественно-государственного диалога, посредством которой достигались нормализация социальной ситуации в Кабарде.
    СНС сектора кабардино-черкесского языка, к.филол.н. М.М. Абазова представила доклад на тему «К вопросу о сохранении родного языка черкесскими репатриантами из Турции и Сирии в Кабардино-Балкарской Республике» на секции «Сохранность vs утрата языков и культур в старых и новых диаспорах» (рук. в.н.с. д.филол.н. Т.Б. Агранат и с.н.с. к.филол.н. Л.Р. Додыхудоева Института языкознания РАН). М.М. Абазова отметила, что сравнительный анализ родной речи черкесских репатриантов из Турции и Сирии, проживающих на протяжении нескольких лет или десятилетий в КБР, и языка коренных кабардинцев показывает значительные расхождения, которые формировались у них более полутора веков после начала массовой миграции части черкесского населения Северного Кавказа в Османскую империю в 60-е гг. ХIХ в. После возвращения на историческую родину лингвистические процессы у репатриантов продолжились в новой языковой ситуации. В результате длительного проживания за рубежом в их речи сформировался большой лексический пласт иноязычной лексики (в основном, тюркизмы и арабизмы). По возвращении на родину речь репатриантов стала пополняться еще и русизмами (числительные, названия каких-либо предметов обихода, еды и т.д., используемые ими для восполнения пробелов в лексике). Докладчик сделал вывод, что под влиянием экзогенных и эндогенных факторов в речи черкесских репатриантов из Турции и Сирии в КБР образовались интеркаляция, интерференция, неологизмы, а также сохранилось незначительное количество архаизмов.

    Яндекс.Метрика